ПОЛОЖЕНИЕ об отделении адаптивного спорта (плавание)

1.Общие положения.

 

1.1. Отделение адаптивного спорта является структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Пензенская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва водных видов спорта» (далее по тексту ПОСДЮСШОР).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ № 329 от 04.12.2007г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФЗ № 273 от 26.12.12 «Об образовании»; законом Пензенской области от 21.04.2005 №800-ЗПО «О физической культуре и спорте в Пензенской области», методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в РФ от 12.12.2006 № СК-02-10/3685, письма Росспорта от 21.03.2008 № ЮА-02-07/912 «Методические рекомендации об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта».

2. Цели и задачи.

 

2.1. Основной целью работы отделения является реализация образовательной программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по адаптивному спорту (плавание) для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществление специализированной подготовки спортсменов-инвалидов высокого класса и спортивного резерва с достижением высоких спортивных результатов, позволяющих войти в состав спортивных сборных команд Российской Федерации.

2.2. Основными задачами являются:

—     формирование спортивной культуры детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры;

—     удовлетворение потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей, потребности в коммуникативной деятельности и в социализации;

—     формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижения ими наивысших результатов в дисциплине плавание в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем;

—     социальная интеграция, адаптация к жизни в обществе, расширение круга общения учащихся в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, формирование общей культуры и физической культуры личности, организация содержательного досуга;

—     общее укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, улучшение физического развития и совершенствование двигательных способностей, увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды.

 

3. Основные характеристики образовательного процесса.

3.1. Организация образовательного процесса и содержание занятий отделения адаптивного спорта (плавание) регламентируется учебным планом на учебный год, образовательной программой спортивной подготовки по адаптивному спорту (плавание) в ПОСДЮСШОР.

3.2. Учебный год в ПОСДЮСШОР начинается 1 сентября и составляет 46 недель в условиях образовательного учреждения и дополнительно 6 недель – в спортивно-оздоровительных лагерях, на учебно-тренировочных сборах и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.

3.3. Минимальный возраст зачисления детей в отделение составляет 7 лет. Максимальный возраст учащихся, как правило, 18 лет (для учащейся молодежи – 25 лет). Возраст учащегося не ограничивается, если его спортивные достижения стабильны и соответствуют этапу спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

3.4. Порядок приема детей в ПОСДЮСШОР.

3.4.1. Прием учащихся в отделение адаптивного спорта (плавание) осуществляется на основании:

— письменного заявления родителей (законных представителей);

— медицинского допуска и рекомендации врача-специалиста, курирующего заболевание о  состоянии здоровья с указанием разрешения заниматься видом спорта плавание;

— выписки из медицинской карты ребенка с указанием заболевания;

— копии справки об инвалидности.

3.4.2. Остальной порядок приема, зачисления, перевода на последующие года обучения и отчисление учащихся установлены в соответствующем Положении ПОСДЮСШОР.

3.5. Во время проведения тренировочных занятий рекомендовано присутствие родителей (законных представителей). Для этого необходимо: заявление родителей (законных представителей) с разрешающей визой директора ПОСДЮСШОР, согласованного с  тренером-преподавателем; сменная обувь.

3.6. Наполняемость учебных групп, продолжительность обучения на этапах многолетней спортивной подготовки и максимальный объем тренировочной работы определяется в соответствии с образовательной программой спортивной подготовки по адаптивному спорту (плавание) в ПОСДЮСШОР.

3.7. В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 мин в зависимости от возраста и состояния здоровья занимающихся.

3.8. Продолжительность одного тренировочного занятия не должна превышать в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки двух академических часов, в учебно-тренировочных группах – трёх академических часов, в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – четырёх академических часов.

3.9. Комплектование групп и определение режима работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется влиянием уровня тяжести инвалидности или поражения спортсмена и ограничения его функциональных возможностей на выполнение того или иного вида деятельности в плавании (функциональная классифика­ция спортсменов).

К I группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий плаванием, ограничены значительно, поэтому они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

Ко II группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий плаванием, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями.

К III группе степени функциональных возможностей относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий плаванием, ограничены незначительно, в связи с чем, они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

3.10. Учащиеся могут быть объединены в группы в соответствии с функциональными классами в плавании:

— 1 группа:  S1-S4, S11;

— 2 группа:  S5-S7, S12-S13;

— 3 группа:  S8-S10, S14, глухие.

3.11. Распределение учащихся на группы по степени функциональных возможностей для занятий плаванием осуществляется один раз в год (в начале учебного года) и  возлагается на комиссию ПОСДЮСШОР, в которую входят: директор, тренер-преподаватель по адаптивному спорту (плавание), врач. Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта Российской Федерации, комиссией спортивной федерации инвалидов общероссийского уровня или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании определения его класса, данного этой комиссией.

3.12. При недостаточном количестве учащихся в отделении возможно объединение в одну группу учащихся, имеющие разные по тяжести поражения и классы при разнице в спортивном разряде не более двух.

3.13. Комплектование учащихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных группах.

3.14. Система многолетней спортивной подготовки СДЮСШОР основывается на реализации этапов подготовки:

— спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки,

— учебно-тренировочный этап,

— этап спортивного совершенствования,

— этап высшего спортивного мастерства.

3.15. На этапах многолетней спортивной подготовки устанавливаются следующие критерии оценки деятельности отделения.

3.15.1. Спортивно-оздоровительный этап:

— стабильность состава учащихся, посещаемость ими занятий.

— динамика индивидуальных показателей, характеризующих состояние органов и систем, нарушения которых являются причинами инвалидности, а также сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; общее состояние организма и уровень функциональных возможностей индивида.

— динамика индивидуальных показателей физического развития и основных физических качеств занимающихся.

— уровень освоения навыков гигиены, самоконтроля, бытового самообслуживания, общения с окружающими; способности к самостоятельному передвижению.

— умение проплывать 50 метров без остановки любым способом.

3.15.2. Этап начальной подготовки:

— стабильность состава учащихся;

— динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

— динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и основных физических качеств учащихся;

— уровень освоения основ техники плавания всеми доступными способами плавания с учетом индивидуальных особенностей организма;

— выполнение учащимися юношеских разрядов;

— формирование навыков гигиены и самоконтроля, самостоятельного передвижения (в том числе с помощью соответствующих технических средств) и бытового самообслуживания, умение ориентироваться в окружающей среде и незнакомой обстановке, способность контактировать с незнакомым тренером.

3.15.3. Учебно-тренировочный этап:

— освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по адаптивному спорту (плавание), выполнение учащимися объемов тренировочных и соревновательных нагрузок;

— освоение теоретических разделов учебной программы;

— динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

— динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств учащихся и навыков социальной адаптации;

— динамика спортивно-технических показателей;

— выполнение спортивных разрядов;

— стабильность результатов выступления во всероссийских соревнованиях среди инвалидов;

— число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд региона и России среди инвалидов.

3.15.4. Этап спортивного совершенствования:

— выполнение учащимися объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;

— положительная динамика спортивно-технических показателей;

— стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов;

— уровень физического развития и функционального состояния учащихся;

— число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд региона и России среди инвалидов.

3.15.5. Этап высшего спортивного мастерства:

— выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;

— положительная динамика спортивно-технических показателей;

— стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов;

— уровень физического развития и функционального состояния учащихся;

— число учащихся, подготовленных в составы сборных команд России среди инвалидов;

— число учащихся, завоевавших медали на официальных международных соревнованиях среди инвалидов (Паралимпийские, Сурдлимпийские игры, чемпионаты мира, Европы).

3.16. В первые два года после даты открытия отделения в ПОСДЮСШОР разрешается комплектование учебных групп, независимо от возрастного критерия учащихся и их  уровня тяжести инвалидности и ограничения функциональных возможностей.